Консультации для родителей
Влияние родительских установок на развитие детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из
двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –
сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и
справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут
отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь
стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем
раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка
не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует
на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может
стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая
положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например,
контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у
тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет
действительно получать подтверждение своим способностям в реальной
деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они
помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это
своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку
сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически
сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных
установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и
басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где
важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных
родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они
могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали
ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим
детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя,
богатство и яркость эмоционального мира.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом
не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал
скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым
и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не
нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены
огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им
быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе
воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от
их умения чувствовать и догадываться!
«Как провести выходной день с детьми»
Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам
сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка.
Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка,
разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной
ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит
восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.
Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто
ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее
слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок
чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным,
уверенным.
Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с
ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью
посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз
удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.
Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире!
Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь,
постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться
взрослым!
Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна
нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой
природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать,
сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.
Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам.
Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к
родителям.
В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.
Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может
стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными
для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее
все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к
другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и
намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в
деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или
оружию, посуде, мебели.
Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях
археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные
из камня и кожи топоры, украшения.
Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции
исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую
одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали,
сидели, во что играли, и на чем писали.
В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и
проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит,
что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит,
лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея
интересным.
Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с
ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во
время обычной прогулки по старой части современного города можно
поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.
Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.
Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!
Существует много способов, как провести выходной день вместе с
ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и
Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.
Родители, желаем Вам успехов!
«Почему дети разные?»
Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие
неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему
некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не
вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а
другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и
близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для
ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как
отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно,
чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг
от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные,
третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых –
послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и
«паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий
постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши
малыши!
Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно
разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается
добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или
неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий
жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если
малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным,
капризным.
Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых
условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С
самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной
системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности
сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи,
на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны.
Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или
медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один
ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и
столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг.
Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или
добродушно улыбается.
Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается
изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители
того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем
так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в
своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому
типу.Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным. Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо. «Уравновешенный ребенок» Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым. «Шустрики» У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть. Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его. У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым». Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша. «Мямлики» Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность. Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов. Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников. Впечатлительные дети Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество. Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку. В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации! |
||
Так ли важно рисование в жизни ребенка?Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельнуюличность.А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности. Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека. Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования. Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего. Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью». Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал. |
||
Информация важная и нужная, ребенок должен всегда чувствовать, что он нужен. Об этом необходимо рассказывать не только родителям, но и воспитателям. Поздравляю с созданием блога!
ОтветитьУдалитьВиктория, спасибо.
Удалить